Климатический сигнал в ширине годичных колец хвойных деревьев на севере и в центре Европейской территории России

В.В. Мацковский, О.Н. Соломина
Рассмотрение климатического отклика всех доступных древесно-кольцевых хронологий сосны, ели и лиственницы (всего 52 хронологии) позволило определить климатические параметры, одинаково влияющие на прирост деревьев в двух крупных регионах - на севере и в центре ЕТР. Несмотря на сильный локальный сигнал и невысокие коэффициенты корреляции ширины колец с метеорологическими параметрами, общим для всех хвойных пород севернее 60° С.ш. является положительный отклик приростов на летние температуры воздуха (минимальная, максимальная, средняя температура воздуха за отдельные месяцы и за сезон). Южнее, на широте 54-56° С.ш. сигнал меняется, и ширина колец определяется сочетанием двух факторов – тепла и влаги (положительная корреляция с осадками, индексом сухости PDSI, относительной влажностью воздуха). Для всей территории подтверждено наличие отрицательных корреляций прироста ели с температурами конца предыдущего вегетационного сезона.
 
Рис. 1. Район исследования. Кругами обозначены точки расположения хронологий сосны, треугольниками – ели, квадратами – лиственницы. Закрашенными значками обозначены хронологии, созданные в лаборатории дендрохронологии ИГРАН, пустыми значками – хронологии из ITRDB.

Рис. 2. Пространственные корреляции поля древесно-кольцевых данных Сосны и а) – минимальных температур в мае-августе, б) – индекса сухости PDSI в июне-июле. Жирной линией показана граница значимых корреляций (p=0,05). Период 1901-1990 гг. Черные точки – расположение древесно-кольцевых хронологий.

Рис. 3. Пространственные корреляции поля древесно-кольцевых данных Ели и а) – средней температуры воздуха (июнь-июль), б) – атмосферных осадков (июль). Жирной линией показана граница значимых корреляций (p=0,05). Период 1901-1990 гг. Черные точки – расположение древесно-кольцевых хронологий.

Рис. 4. Пространственные корреляции поля древесно-кольцевых данных Лиственницы и а) – минимальной температуры воздуха (июнь), б) – относительной влажности воздуха (август предыдущего года). Жирной линией показана граница значимых корреляций (p=0,05). Период 1901-1990 гг. Черные точки – расположение древесно-кольцевых хронологий.


← back
| Главная | Исследования | Фотогалерея | Люди | Сотрудничество | Контакты | Кабинет
 eng | rus

CLIMATIC SYGNAL IN TREE-RING WIDTH OF CONIFERS AT THE NORTH AND CENTER OF THE EAST-EUROPEAN PLAIN

V.V.Matskovsky, O.N.Solomina
The analyses of climatic response of all available 52 tree-ring width chronologies of spruce, pine and larch in the European Russia allowed the identification of the most important climatic parameters influencing the radial growth of conifer trees in two large regions, homogenous in terms of climate, namely in the northern and central parts of the European Russia. Despite the strong local signals and not high coefficients of correlation between the ring width and climatic parameters it is obvious that all conifers growing to the north of 60N react positively to summer temperature (minimum, maximum, mean temperatures of the warm season and individual months). To the south, at the latitude of 54-56 N the signal is changing and the ring width depends on the combination of two parameters – warmth and humidity (precipitation, drought index PDSI, relative humidity of vegetation season). The negative correlation of the spruce ring width with the temperature of the end of previous vegetation season is confirmed for the whole territory of northern and central European Russia.
 
Fig. 1. Study region. Circles - pine tree-ring chronologies, triangles– spruce chronologies, squares – larch chronologies. Filled marks - chronologies made in Tree-ring Lab, IGRAS, emoty marks –chronologies from ITRDB.

Fig. 2. Spaitial correlations of pine tree-ring field with а) – minimum air temperatures in May-August, б) – precipitation in July. Bold line is the border of significant correlations (p=0,05). Period AD 1901-1990. Black dots are tree-ring sites.

Fig. 3. Spaitial correlations of spruce tree-ring field with а) – mean air temperatures in June-July, б) – PDSI severity index in June-July. Bold line is the border of significant correlations (p=0,05). Period AD 1901-1990. Black dots are tree-ring sites.

Fig. 4. Spaitial correlations of larch tree-ring field with а) – minimum air temperatures in June, б) – air humidity previous August. Bold line is the border of significant correlations (p=0,05). Period AD 1901-1990. Black dots are tree-ring sites.


← back